часть I
история создания
Средний танк Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV) был основной боевой машиной немецких танковых войск в течение всей Второй мировой войны. Боевой путь этого танка начался осенью 1938 года при захвате Судет, а в сентябре 1939 года уже 211 PzKpfw IV участвовало в агрессии против Польши. Примерно столько же танков этого типа воевало во Франции в мае-июне 1940 года, а во время подготовки вторжения в Великобританию на базе PzKpfw IV был разработан танк, способный преодолевать водные преграды по дну. Довольно много было PzKpfw IV и на Балканах и в африканском корпусе генерала Роммеля. Во время войны с Советским Союзом танкам PzKpfw IV пришлось сражаться с лучше вооруженными и бронированными Т-34 и КВ. Танки РгКрГиг IV применялись до конца войны. Несмотря на то, что позже был начат выпуск новых танков РтКр№ V "Пантера" и PzKpfw IV "Тигр", "старые" PzKpfw IV все равно оставались на вооружении. Германия экспортировала "четверки" своим союзникам, например Румынии и Финляндии. Даже после войны танки PzKpfw IV стояли на вооружении армии Финляндии и Испании до 1962 года, а в 1967 году сирийские PzKpfw IV отражали атаки израильтян на Голанских высотах! С 1938 по 1945 год было выпущено около 8700 линейных танков, 39 БРЭМ, 127 машин артиллерийских наблюдателей и 97 командирских танков. Когда в начале тридцатых годов нынешнего столетия сформировалась немецкая доктрина танковых войск, много сил было затрачено и на создание подходящих танков. Легкие танки PzKpfw I и PzKpfw II были сконструированы прежде всего для подготовки танкистов, а участвовать в боевых действиях должны были новые танки PzKpfw III и PzKpfw IV, причем PzKpfw III предполагался как основной танк, а IV как танк поддержки.
Первоначально PzKpfw IV был создан как 18-тонный танк, предназначенный для командиров батальонов - отсюда появилось название ВW (Batallionfuehrerwagen). Танк ВW планировалось вооружить пушкой большого калибра, установленной в единственной башне, и двумя пулеметами - по одному в башне и в корпусе. Учитывая опыт работы над менее удачным ZW (будущим PzKpfw III), было решено вооружить PzKpfw IV 75-мм пушкой. Новый танк получил обозначение Vskfz 618 (Versuchkraftfshrzeuge -прототип), 3 апреля 1936 года замененное на Vskfz 622. Этот танк разрабатывался на фирмах Рейнметалл и Крупп. На
Vskfz
622 предполагалось установить броню в 16-20 мм, двигатель мощностью 221 кВт (300 л.с.) позволял танку развить скорость до 35 км/ч. Шасси танка состояло из четырех тележек с каждого борта, по четыре катка в каждой, амортизованных полурессорами перьевого типа. Ведущее колесо находилось в передней части танка, а направляющее - сзади, гусеница поддерживалась тремя маленькими катками.
С самого начала разработкой проектов на конкурс занялись фирмы «Рейнметалл» и «Крупп», позднее к ним присоединились «Даймлер-Бенц» и M.A.N. В течение последующих 18 месяцев свои разработки представили все фирмы, а проект «Рейнметалл» под обозначением VK 2001(Rh) был в 1934—1935 годах даже изготовлен в металле в виде прототипа.
Прототип BW \ VK 2001(Rh) фирмы "Рейнметалл". Стоит упомянуть и о прототипе VК 2002 (МАN), который был разработан на Машиненфабрик-Аугсбург-Нюренберг АГ. Танк VК 2002 (МАN) имел шасси конструкции инженера Э.Книпкампа, похожее на то, что позже применялось на "Пантерах" и "Тиграх", но этот танк так и остался проектом.
Прототип фирмы MAN - VK 2002. В результате конкурсного отбора к серийному производству был принят танк, разработанный на заводах фирмы Крупп. Одновременно с этим было поручено внести изменения в конструкцию танка: вместо независимой подвески использовать торсионную.
Panzerkampfwagen IV Ausf.A
Прототипы PzKpfw IV были созданы в конце 1935 - начале 1936 годов. К тому времени в Министерстве вооружений было решено сконцентрировать дальнейшую работу над танком на заводах Круппа, где и были созданы все прототипы последующих версий PzKpfw IV.
Октябрь 1938-го Panzer IV Ausf. A на параде в честь взятия Судет.
До марта 1937 года было выпущено 35 танков Аusf. А. Эти машины имели броню: лоб - 20 мм, борт и корма -15 мм, бронирование башни: лоб - 30 мм, борт -20 мм, корма - 10 мм. Боевая масса - 17300 кг. Характерная особенность танка - командирская башенка с шестью смотровыми щелями, прикрытыми бронестеклом и размещенный в корпусе курсовой пулемет. Башня была размещена асимметрично - левее продольной оси симметрии на 51,7 мм. Такое расположение башни было вызвано тем, что в корпусе
Лобовая часть корпуса танка PzKpfw IV ausf.A
размещался дополнительный двигатель, который приводил в движение генератор, дающий ток для вращавшего башню электромотора. Стандартный боезапас для 75-мм пушки 7,5 сm. KwK L/37 - 120 (122)
выстрела, а для двух 7,92-мм пулеметов Рейнметалл-Борзиг MG-34
- 3000 патронов. Двигатель - V-образный (развал 60е) двенадцати цилиндровый
карбюраторный Майбах НL 108ТR жидкостного
охлаждения,
объемом 10838 см. куб. и мощностью 184 кВт (250 л.с.) при 3000
об/мин. Коробка передач
- механическая, 5 скоростей, типа Zahnradfabrik
ZF SFG 75. Циркуляцию
воздуха в силовом
отделении обеспечивали два
вентилятора, размещенные справа от
двигателя. Двигатель располагался в
правой части корпуса.
Танки Ausf.A во многом всё ещё являлись предсерийными машинами, вместе с тем, на Ausf.A уже были определены основные конструктивные особенности Pz.Kpfw.IV, и хотя в дальнейшем танк многократно подвергался модернизации, изменения в основном сводились к установке более мощного бронирования и вооружения, либо к непринципиальной переделке отдельных узлов.
использованы материалы:
1. "Вочточный фронт" ("Panzer IV" История создания и применения) Москва 1995.
2. German Federal Archive
|