Четверг, 28.03.2024, 16:54

Каталог статей
Меню
Информация для Вас
Барахолка
Ваша реклама
интервью
новости
В.Ю. ГАНЗИН
Иван ТОЛКАЧЕВ
Олег ШЕВЧЕНКО
Богдан КАРПЕНКО
Полезные файлы
новости
новости
Scale Model Clinic
Скоро
Скоро
Главная » Статьи » История

Авиация в боях под Корсунь-Шевченковским.
          

                                                                                                                                                               Вадим КОЛЕЧКИН
                                                         Период ликвидации окруженной группировки        

3.02 началась ликвидация окруженной группировки. 5-ая ВА нанесла удары по  окруженным войскам в районах Мокрой Калигорки, Орловца, Городища, Кисилёвки, Капустиного, Петропавловки. Истребители 5-й ВА вели разведку южного участка  кольца окружение, сопровождали штурмовики и бомбардировщики. 1-й ШАК в этот  день выполнил 109 самолето-вылетов, уничтожил  25  танков, 64  автомашины, подавил  огонь батареи зенитной артиллерии. В воздушных боях был сбит 1 вражеский самолет. 8 Ил-2 667-го ШАП под командованием штурмана полка капитана А.П.Компанийца  в  районе Киселёвки уничтожили 5 немецких танков и 5 автомашин. 9 Ил-2  66-го  ШАП, ведомые командиром эскадрильи  капитаном  Девятьяровым, получили  задачу  на  поиск и уничтожение танков дивизии СС "Мертвая голова”. До 60 танков были  обнаружены в 3-4 км от села  Капустино. Группа штурмовиков атаковала танки  одиночными экипажами с разных направлений  последовательно, стараясь  постоянно  держать цель под  ударом. После исчерпания горючего и боезапаса группа  Девятьярова была сменена группой лейтенанта Н.Т.Пушкина, которая продолжила  атаки. Со временем ее сменили еще 2 группы штурмовиков. Вновь штурмовики  задержали продвижения немецкой колонны на 1,5-2  часа, дав  возможность подтянуть  к месту немецкой атаки танки и противотанковую  артиллерию. Авиация 2-й  ВА в  этот день активно действовала по летным площадкам немецкой транспортной авиации. Группа штурмовиков 235-го  ШАП под командованием лейтенанта Гамаюна атаковала  немецкие транспортные самолеты на площадке, расположенной западнее Корсунь-Шевченковского. Одновременно 7 "илов” 809-го ШАП (ведущий -- лейтенант Кирєєв)  атаковали немецкие транспортные самолеты на западной окраине города.
В этот же день советское командование решило привлечь к боевым действиям    истребители  ПВО. В полосе за 1-м и 2-м Украинскими фронтами прикрытие тыловых  объектов осуществлял 9-й Воронежский авиакорпус ПВО, который насчитывал в этот  период 153 боеготовых самолета и 126 полностью боеготовых экипажа. Для участия в  Корсунь-Шевченковской операции было отобрано 104 пилота и самолета из пяти  лучших полков корпуса. Но большинство из них базировалось далеко от места боев. Поэтому из 104-х экипажей к участию в операции было привлечено 86, а  вследствие  плохих метеорологических условий в боях приняли участие в свою очередь лишь 46 "яков” и "лавочкиных” из состава 148-го и 146-го гвардейских авиаполков особого  назначения, 907-го авиаполка особого назначения и 586-го авиаполка 9-го ИАК ПВО. Остальные самолеты (в том числе  и 29 "аерокобр” 39-го гвардейского  ИАП), сведенные в отдельные эскадрильи, отбивали налёты немцев на днепровские  переправы в районе Киева. 
Боевую  задачу  части  корпуса  получили  в  ночь  с  3.02  на 4.02. Она  заключалась  в  поддержке 2-й  ВА  в  борьбе  с  транспортными  самолетами    и  бомбардировщиками  немцев в  районе  окружения, обеспечении  действий  бомбардировочной  и  штурмовой  авиации  воздушной  армии, прикрытии  войск  1-го Украинского  фронта, ударах  по  наземным  войскам  и транспорту  противника. Уже  на  следующий день  истребители  ПВО  приступили  к  выполнению  боевых  вылетов  в  интересах  2-й ВА  и  1-го  Украинского  фронта. При  штабе  воздушной  армии  постоянно  находилась  оперативная  группа  из  штаба  авиакорпуса. Задачу  корпус  ПВО получал  непосредственно  от  командующего  2-й ВА. Конкретный  приказ  на  вылет  передавался  по  прямому  телефону  на  аэродром  Жуляны  в  расположение  управления  корпуса.       
 4.02 на  участке  2-й  Воздушной  армии  выдался  один  из  немногочисленных  в  феврале  летных  дней. Пользуясь этим  пилоты  армии  и  истребители  ПВО  усилили  активность. 6  штурмовиков  451-го авиаполка (ведущий – майор  Чеченев М.С.)  нанесли  удар  по  аэродрому  на  северной  окраине  г. Черепин. В  результате  нескольких  ударов  авиаторы  2-й  ВА  уничтожили  и  повредили  27  немецких  самолетов (по  советским  данным ). В  этот  же  день    самолеты  2-й  ВА  нанесли  очередной  удар  по  Уманскому  аэродрому. Аэродром  был  предварительно  блокирован  18  Ла-5  и   4 Ил-2. Главный  удар  был  нанесён  22  Ил-2  5-го  ШАК  под  прикрытием  30  истребителей  Ла-5  из  состава  10-го  ИАК. В  результате  налета  было  выведено  из  строя  34  самолета  Ju-52  и  Ju-88 ( по  советским  данным ). 202-ая БАД  2-й  ВА  атаковала  аэродромы  Умань  и  Христиновка. Бомбардировщики  вывели  из  строя  взлетно-посадочную полосу и  уничтожили  16  самолетов. Активно  боролись  с   транспортной  авиацией  и  истребители  2-й  ВА. 6  Ла-5  583-го  иап ( ведущий – старший  лейтенант  Базанов ), сопровождая  штурмовики  в  район  Корсунь-Шевченковского, встретили  до  16  Ju-52. Оставив  2  Ла-5  для  сопровождения  штурмовиков, Базанов  звеном атаковал  немецкие самолеты. 6  "юнкерсов”  было  сбито. 4  из  них  записал  на  свой  боевой  счет  старший  лейтенант  Базанов, 2 – лейтенант  Богачев. Пара  Ла-5 3-го  гв.иап, которую  вел  старший  лейтенант  Суриков, выполняла  "свободную  охоту”  в  районе  села  Завадовка. Над  селом  истребители  встретили  две  группы  по  16 Ju-52 под  прикрытием  Ме-109  и  FW-190. Ведущий  пары  вызвал  по  радио  поддержку, одновременно  атаковав  и сбив  2  "юнкерса”, которые  заходили  на  посадку. На  вызов  прибыли  4  группы  Ла-5 ( в  общей  сложности  до  29  самолетов). 7  истребителей  майора  Блохина  связали  боем  истребители  прикрытия. Остальные – атаковали  транспортные  самолеты  и  летную  площадку. Пилоты  выполнили  4  захода, выведя  из  строя до15  самолетов, в  том  числе  9  "юнкерсов”.   Летчики  9-го ИАК ПВО  в  течении дня  заявили  об  уничтожении  3-х  и  повреждении  9-ти  немецких  самолетов  на  земле. Кроме  того, за  неимением  большого  количества  воздушных  целей, пилотам  пришлось  охотиться  за  наземными. В  этот  день  на  счет  истребителей  ПВО  командование корпуса  зачислило  63  уничтоженные  и  поврежденные    автомашины, 34  повозки, 2  позиции  МЗА, 8  лошадей. Впрочем,  следует  отметить, что  даже  командование  корпуса  высказывало  определенные  сомнения  в результатах  действий  собственных  пилотов, как  по  воздушным, так  и  по наземным  целям. Мотивировалось  это  тем, что большинство  боев  происходило  над  территорией  противника, получить  надежное  подтверждение  от  наземных  войск  или  командования  2-й  ВА  удавалось  очень  редко. Командование  корпуса  вынужденно  было  полагаться  на  перекрёстный  опрос  экипажей, а  это  один  из  наименее  надёжных  методов  подтверждения  результатов  боевых  действий.  
С 4.02  погодные  условия  на  участке  5-й  ВА  снова  ухудшились. Начались  проливные  дожди. Полевые  площадки  растаяли. Самолеты  приходилось  выкатывать  на  взлетно-посадочную  полосу и  убирать  с  нее  трактором. В скором времени  дожди  сменились  морозами, подул  порывистый  ветер, началась  метель. Самолеты  обмерзали, вылетать  могли  лишь  наиболее опытные экипажи. В  то  же  время  оставалось  напряженным  положение  на  участке  53-й  А  на  направлении  Товмач--Крымки. По  просьбе  начальника  штаб  53-й  армии  командования  фронта  приказало  штурмовикам  5-й  ВА  поддержать  пехоту. На протяжении  всего  дня  штурмовики  1-го  ШАК, действуя  мелкими  группами  под  прикрытием  истребителей  203-й  ИАД, атаковали  противника  в  районах  Товмач-Лысянка. Было  выполнено  193  самолето-вылета, уничтожено  12  танков, 47  автомашин. С  помощью авиации  53-я  А  наконец-то  смогла  остановить  немецкое  наступление. 9 Пе-2  81-го  гв. бап ( командир  группы – командир  ескадрильи  гвардии  капитан  Л.Я.Гусенко ) нанесли  бомбовый  удар  по  немецкой  артиллерии  в  районе  с. Петропавловка. Одновременно  8  бомбардировщиков  того  же  полка  под  командованием  подполковника  Н.С.Зайцева  бомбили  в  том  же  районе  пехоту  и  боевую  технику.Успеху  советских  войск  способствовало  также  и  то  что  с 4.02  вследствие  ухудшения  погоды  резко  сократилось  и  количество  вылетов  немецкой  авиации, за  исключением  транспортной. Используя  низкую  облачность  Ju-52 и  Не-111, летая  крупными  группами, снабжали  свою  группировку  продовольствием  и  боеприпасами. Немецкие  истребители  появлялись  в  воздухе  отдельными  парами. Так  пилоты  54-й  эскадры  сбили  в  период  с  4 по  9.02  лишь  1  самолёт – фельфебель  Гейнц  Вернике  подстерёг  Ил-2  в  районе  Корсунь-Шевченковского, в  52-й  эскадре  отличился  Эрих Хартманн – сбил  Р-39, а  истребители  51-й  эскадры  не  имели  побед. Немецкие  бомбардировщики  перешли  на  вылеты  одиночными  самолётами  и  мелкими  групами, совмещая  разведку  и  бомбардировку  отдельных  целей.
 5.02  2-й Украинский  фронт  овладел  Вязовком, Вербовкой, Вильшаной. Внутренний  фронт  окружения  сократился. Понимая  бесперспективность  сопротивления, окруженная  группировка  старалась  использовать  ухудшение  погоды  для  прорыва. В  то  же  время  лишь  1  аэродром  5-й  ВА  оставался  пригодным  для  использования.    Выпавший снег сильно  усложнил  ориентирования  при  полетах  на  малой  высоте. Несмотря  на  это  советская  авиация  продолжила  боевые  действия, хотя  и  в  ограниченном  объеме. В этот период    вылеты  проводились  вообще  одиночными  самолетами  или  группами  по  2-4  самолета. Так  4  штурмовика  667-го  авиаполка  осуществили  вылет  для  удара  по  танкам  в  район  Киселевки.  Всего же  с  5.02  по  8.02  1-й  ШАК  (с  5.02 – 1-й  гвардейский  ШАК)  выполнил  лишь  169  самолето-вылетов   и  уничтожил  7  танков, 317  автомашин,  6  бензоцистерн, 2  батареи  зенитной  артиллерии.


8.02  войска  2-го Украинского  взяли  большой  узел  сопротивления  Городище. Чтобы  быстрее  ликвидировать внутренний  фронт  окружения  советское  командование  предложило  генералу  Штемерману  капитулировать. Вымпел  с  текстом  ультиматума  сбросил  над  немецкими  позициями  Герой  Советского  Союза  М.С.Чеченев. Но  в  ответ  был  обстрелян  зенитками  и  подбит. Ультиматум  был  отклонен  9.02.44. Атаки  немцев  против  внешнего  и  внутреннего  кольца  окружение  возобновились. В  этот  же  день  самолеты  2-й  ВА  нанесли  два  последовательных  удара  по  Винницкому  аэродрому. Первый  удар  осуществили  12 Іл-2  227-й ШАД   под  прикрытием  16-ти  истребителей  Як-9  5-го ИАК. Второй  -- 13  Іл-2  под  прикрытием  18-ти  истребителей. В  результате  из  строя  было  выведено  20  транспортных  "юнкерсов”, а в  воздухе  сбиты  1  FW-190  и  1  Hs-126. На  следующий день  бомбардировщики  Пе-2  202-й БАД  вывели  из  строя  взлётно-посадочную  полосу  аеродрома  Умань, помешав  вылетам  немецких  самолетов. 
 Активно  действовали  в  этот  день  истребители  9-го  ИАК  ПВО. В  11.10  сводная  группа  из  восьми  Як-1  146-го  и  148-го  гвардейских  ИАП  перехватила  шестерку  транспортных  «юнкерсов»  и  сбила  4  из  них. В  13.15   6  Ла-5  907-го  ИАП  встретили  в  воздухе  до  12-ти  Ju-52  и  девятку  Не-111, которую  сопровождали  2  "фокке-вульфа”. В  воздушном  бою   было  сбито  6  Ju-52, 4 Не-111  и 1  FW-190. Один  из  советских  истребителей  был  подбит  и  совершил  вынужденную  посадку. В  15.20  3  Як-1  146-го  ГИАП  перехватили и сбили  2  транспортных  самолета. В  16.30  4  самолета  Як-7б  и  Як-9  из  состава  148-го  ГИАП  ПВО  особого  назначения  севернее  поселка  Кошмак  встретили  группу  Ju-52, которые  заходили  на  посадку. Несмотря  на  то  что  транспортные  самолеты  сопровождали  до  12  Ме-109, командир  группы – гвардии  капитан  Глушков – повел  "яки”  в атаку. Бой  проходил  на  высоте  в  50-500  м. Во  время  боя  на  помощь советским  пилотами  подошли  еще  4 Як-1  586-го ИАП. В  ходе  боя  "четверка”  148-го  полка  не  потеряв  ни  одного  истребителя  сумела   уничтожить  6”юнкерсов”, 3 "мессершмитта”  в  воздухе. 1  Ju-52  и  2  Ме-109 занесли  на  свой  боевой  счет  пилоты 586-го  ИАП. Всего  же  9.02  пилоты  корпуса  уничтожили  согласно  собственными  данными   26  самолетов  в  воздухе, 9 – на  земле  и  ещё  6  повредили. Также  были  уничтожены  40  грузовых  и  1  легковой  автомобиль, 45  повозок, 3  зенитных  пулемета, 1  хранилище  боеприпасов и  до  200   солдат  и  офицеров  противника.
9-10.02.44  1-й  ГШАК  5-й ВА выполнил  135  боевых  вылетов  в  сложных  метеоусловиях, уничтожив  7  танков, до  150  автомашин, 13  Ju-52  на  земле  и  в  воздухе. 6  "илов”  141-го  ГШАП  ( ведущий  гв.капитан  Лопатин )  уничтожили  в  районе  Завадовки  2 танка  и  12  автомашин. Группа, которую  вел  командир  полка  гв. подполковник  Матиков, в районе  Деренковца  в результате  20-минутной  штурмовки  уничтожила  20  автомашин  и  2  транспортных  самолета. 6  Іл-2  155-го  ГШАП  под  командованием  гв.капитана  Верёвкина  В.Т.  на  пути  с  Завадовки  на  Городище  уничтожили  до  20  автомашин. Группа  "илов” 144-го  ГШАП ( ведущий – гв.капитан  Красота  Г.Т.) в  районе  Корсунь-Шевченковского  уничтожила  8  автомашин  и 1 Ju-52. Группа  штурмовиков  того  же  полка  под  командованием  командира  ескадрильи  гв.капитана  С.Д.Пошивальникова в  результате  удара  по  аэродрому  Черепин  уничтожила  3  Ju-52. 
Истребители 5-й ВА, базировавшиеся на полевых площадках, практически были выведены из строя раскисшими аэродромами. Вот как описывает попытку взлететь с аэродрома Красноселье Дважды Герой Советского Союза К.Евстигнеев : « Самолёт на вязком грунте неузнаваем: набирает скорость неохотно, и я не спешу поднимать хвост машины.Газ уже дан по защёлку, на полную мощность мотора, но машина и не думает отделяться от земли. Приближается граница взлётно-посадочной полосы…Начинаю подбирать ручку управления на себя, чтобы помочь истребителю отделиться от аэродрома, а его засасывает в грунт, тянет на нос. Наконец «лавочкин» не отходит, а прямо-таки выскакивает из грязи… и повисает в воздухе…Первая радость и первая оценка взлёту – пронесло!» Увы! Посадка прошла не так удачно и на Ла-5 Евстигнеева пришлось менять винт. 
10.02  снова  вступили  в  бой  пилоты  148-го  ГИАП  ПВО. 4 Як-1  перехватили  несколько  групп  вражеских  самолетов, в которых  насчитывалось  12 Ju-52  и  1  He-111. На  этот  раз    советским  истребителям  посчастливилось  сбить  лишь  1  транспортный  самолет, хотя и без  собственных  потерь.
Не  оставляла  советская  авиация  немецкие  войска  и  ночью. 312-ая  НЛБАД  полковника  Чанпалова  получила  приказ  на  уничтожение  живой  силы  и  техники  в  районе  западнее  Городища  в  ночное  время.  Полки  дивизии  были  рассредоточены  на  полевых  площадках. Иногда  1  полк  использовал  сразу  2  площадки. Так  14 экипажей  930-го  НЛБАП  базировались  на  аэродроме  в  Ротмистровке, ещё  столько  же – в  соседнем  селе. В ночь  с  9.02  на  10.02  полк получил  приказ  атаковать  немецкие  танки  в районе  с. Капустино. Погодные  условия  были  крайне  неблагоприятны  для  действий  легких  бомбардировщиков – сильный  ветер, вьюга, снег, видимость почти  "0”. Несмотря  на  это  8    экипажей  полка  сбросили  на  немецкие  танки  ампулы  КС, ОАБ  и  ФАБ, уничтожив  до  5  танков  и, возможно,  несколько  солдат  и  транспортных  средств  немцев.
 11.02, перегруппировавшись,  4-ая  танковая  дивизия  немцев  нанесла  удара из района  Ризино  на  Лысянку. Одновременно  танковые  части  окруженных  атаковали  им  навстречу --  из  района  Ерки  на  Лысянку. Центр  борьбы  переместился  с  южного  участка  кольца  севернее. Понимая, что  судьба  окруженных  решиться  буквально  в  считанные  дни  немецкое  командование  решило  усилить  группировку  авиации  на  уманском  направлении.  9-12.02   в  Проскуров  и  Умань  были  перебазированы  II  и  III/KG 27, к  боевым  действиям  привлечены  подразделения  55-й  и, возможно, 3-й  бомбардировочной  эскадры.  Таким  образом  общее  количество  боевых самолётов под Корсунем было  доведено  до 600-700. Чтобы  обеспечить  усиленное  прикрытие  бомбардировщикам  в  Умань  была  перебазирована  ІІІ/ JG 52. Таким  образом  вся  истребительная  группировка  была  сосредоточена  также в секторе Умани. Хотя  погода  не  улучшилась, сосредоточение  усилий  немецкой авиации на  узком  участке  фронта  оказало  определённое  влияние  на  ход  боевых  действий. 12.02  4-ая ТД  захватила  Шендеровку. Расстояние  между  немецкими  войсками  сократилась  до  10-12  км.13.02  осложнилась  ситуация  на  участке  6-й  ТА. Советское  командование  начало  немедленную  перегруппировку  резервов  на  наиболее  угрожающее  направление. Но  вследствие  сильной  оттепели  растаяли  грунтовые  дороги, положение  наземных  войск с горючим  и  боеприпасами  стало  критическим. В  этих  условиях  на  авиацию  возложили  задачу  доставки  необходимых  материалов  передовым  частям  танковых  армий. За  неимением  специальных  транспортных  частей, доставка  горюче-смазочных  материалов  2-й  и  6-й  ТА  была  положена  на  326-ю  НБАД  2-й  ВА. На протяжении 8 суток(8.02 –16.02)  дивизия  выполнила  822 самолето-вылета , перевезя 49  т. горючего, 65 т  боеприпасов, 525  реактивных  снарядов. Следует  отметить, что  эта  импровизация  была  очень  рискованной. Ведь  самолеты  По-2  и  Р-5, выполнявшие  перевозки  были  почти  беззащитны  перед  немецкими  истребителями. Причинами  были  маленькая  скорость (150-180  км/ч)  и  слабое  вооружение  самолетов (1  пулемет  калибра  7,62  мм ). Лишь  плохая  погода  до  поры  до  времени  спасала  советские  воздушные  конвои  от  разгрома. Вдобавок  груз, который  поднимали  По-2  и  Р-5  был слишком  мал – 300-400  кг  максимум. Количество  горючего, боеприпасов  и  продовольствия, перевезенное   легкими  самолетами, не  могло  существенно  улучшить  положение  советских  войск, которое  в  то  время  было  критическим. Так  525  реактивных  снарядов  составляют  лишь  3,65  залпа  дивизиона  реактивных  боевых  машин  БМ-31  или  же  4  залпа  дивизиона  БМ-13. Хотя  считалось, что  1  залпа  хватило  бы   чтобы  отразить  атаку  батальона  пехоты с танками, не  следует  забывать,  что  немцы  атаковали  значительно  большими  силами, осуществляя  за  день  по  несколько  атак. 
В  то  же  время  активными  оставались  немецкие  транспортные  самолеты, которые вылетали  большими  группами,  стараясь  использовать  плохие  метеоусловия. Немецкие  транспортные  операции  были  намного  эффективнее – ведь  в  них  принимали  участие  специализированные  транспортные  самолёты  или  же  грузоподъёмные  бомбардировщики, приспособленные  для  перевозки  грузов. Ежедневно   советские  истребители  ВВС  и  ПВО  сбивали  или  повреждали  значительное  количество  транспортников, однако  полностью  сорвать  перевозки  не  смогли. Активное  участие  в  борьбе  с  перевозками  принимала  и  штурмовая  авиация.  5-ая  ВА  регулярно  атаковала  аэродромы  и  посадочные  площадки  немецкой  транспортной  авиации  внутри  кольца.  Всего  в  районе  Корсунь-Шевченковского  насчитывалось  8  площадок  на  которые  базировались  до  100 Ju-52. Еще  приблизительно   столько  же  транспортных  самолетов по данным советского командования базировались в Умани и Христиновке. Группа  Ил-2  155-го ГШАП  под  командованием  гв.старшего  лейтенанта  Одинцова  уничтожили  8 Ju-52  на  летной  площадке  на  северо-запад  от  Корсунь-Шевченковских. 3  штурмовика  гв.капитана  В.Т.Верёвкина  уничтожили  на    этой  же  площадке  2  транспортных  "юнкерса”. 6  Іл-2  141-го  гв.шап  гв.капитана  Лопатина   атаковали  на  земле  7 Ju-52  и  уничтожили  2  из  них. Группа  штурмовиков  144-го  гвардейского  авиаполка  под  командованием  штурмана  полка  гв.капитана  М.И.Степанова  разбили  ВПП  северо-восточнее  Корсунь-Шевченковского  и  уничтожили  2  транспортных  самолета. Всего  же  пилоты  5-й ВА  заявили  про  уничтожение  30  вражеских  транспортных  самолетов  в  период  9-11.02.44. В результате  действий  советской  авиации  интенсивность  полетов  транспортных  самолетов  значительно  сократилась.
11.02  последний  в  операции  групповой  бой  провели  истребители  9-го  ИАК  ППО. Семерка  Ла-5  907-го ИАП ОН, ведомая  майором  Ковачовым, атаковали до 12-ти  Не-111, которые  было  прикрыты  18-ю  Ме-109  IV/JG 51  и  4 FW-190  II/JG 54. На  этот  раз  немецкие  истребители  отстояли  своих  подопечных  и  не  дали советским  истребителям  сбить  ни одного  бомбардировщика. Исход боя оказался неудачным для советских пилотов: не возвратился  на  аэродром  Ла-5  лейтенанта  Черникова, совершил  вынужденную  посадку  лейтенант  Мартынов, младший  лейтенант  Безлюднов   едва  дотянул  к  аэродрому  на  поврежденном  истребителе. «В  отместку»  советские истребители  объявили  сбитыми  4  Ме-109.  
14.02  был  взят  Корсунь-Шевченковский. Продолжение  сопротивления  внутри  кольца  стало для немцев попросту  бессмысленным. 16-ая  и  17-ая  танковые  дивизии  Вермахта  накапливали  силы  для того  чтобы осуществить  последний  удар  и  преодолеть  12  км, которые  оставались  до  окруженных  войск.  В  оврагах  юго-западнее  Лысянки скопилось  большое  количество  немецких  танков, которые  ждали  горючего. По  железнодорожной  насыпи  от  Яблунёвки  на  Лысянку  продвигалась  большая колонна  танков и  бронетранспортеров. В  этот  же  день  в  штаб  Ватутина  по  личному  приказу  Сталина    прибыл  главнокомандующий  ВВС  маршал  авиации  А.А.Новиков. Он  приказал  немедленно  ударить  всеми  имеющимися  средствами  по  немецкой  танковой  группировке. Командующий  2-й ВА  генерал  Красовский  приказал  атаковать  немецкие  танки  291-й  ШАД. Но  вследствие  вьюги  и  обледенения  штурмовики  не  смогли  пробиться  к  цели. На  следующий день 4 Ил-2 (пара  старшего  лейтенанта  И.Д. Павлова, старший лейтенант А.В.Рыков, лейтенант  В.Л.Басинский) с  половинным  бомбовым  грузом  ( 300 кг)  попытались  вылететь  на  штурмовку  немецких  танков. К  цели  дошли  лишь  3  самолета ( Басинский  сел на  вынужденную  в районе  Василькова ), которые  совершили  несколько  заходов  по  немцам, уничтожив  несколько  танков  и  автомашин. Стало  ясно, что  остановить  немецкие  танки  попросту  нечем. Новиков  решил  проблему  нестандартно. Считая  главной  причиной  неудачи  штурмовиков  их  большой  вес  и  скорость  в  сочетании  с   плохой  погодой, которая  ограничивал  высоту   полета  и  видимость  цели, Новиков  приказал  бросить  против  танков  самолеты  По-2  208-й  ночной  легкобомбардировочной  авиадивизии. Каждый  По-2  был  оборудован  кассетами, в   которых  находилось  до  250  противотанковых  авиабомб  весом  1,5  кг. Малая  скорость  давала  возможность  ночным  бомбардировщикам  «укладывать»  бомбы  плотнее  чем  Ил-2, что  увеличивало  вероятность попадания  в  танки. Рано  утром  15.02  танковые  дивизии  немцев  атаковали  91  По-2. Неожиданная  атака  ошеломила  немецких  танкистов, множество  танков  были  выведены  из  строя. После  уточнения  результатов  удара   в  12.00  атаку  повторили  63  самолета  По-2,  сбросив  ПТАБы  по  уцелевшим  танкам. В  результате  удара  танковое  соединение  было  рассеяно, танкисты  деморализованы, много  танков  были  подбиты. Попытка  деблокировать  8-ю  полевую  армию  снаружи  кольца  была  сорвана. 
Однако  сражение  ещё  не  закончилось  и  на  следующий  день  советскую  легкомоторную  авиацию  ждала  расплата. 16.02  пилотов  326-й  НБАД, которые  осуществляли  грузовые  перевозки, ожидал  неприятный  сюрприз. На  рассвете  на  площадку  возле  поселка  Старая  Буда  вылетели  47  У-2  с  грузами  для  наземных  войск. Вылеты  осуществлялись  поодиночке  с  интервалом  1-2  минуты. Погода  как  будто  не  благоприятствовала  действиям  вражеской  авиации. Облачность  была  высотой  100  м, шел  снег, скорость  ветра  достигала 12  м/с. Но  в  районе  Медвина  облачность  оказалась  выше --  до  300  м.  В  этот  момент  У-2  были  неожиданно  перехвачены  парой  немецких  истребителей, ведомой  одним  из  ассов  54-й  эскадры  Гейнцем  Вернике. Первыми  же  атаками  Вернике  и  его напарник --  лейтенант  Детлеф  Юнг, -- сбили  3  и  повредили  4  советских  самолета. 7  других  самолетов, которые  находились  в  непосредственной  близости  от  места  событий,  начали  приземляться, чтобы  не  быть  сбитыми. При  этом  были  разбиты  еще  4  самолета, и  лишь  3 --  сели  более или менее  удачно. Не  считаясь  с  этим  около 12.00  тем  же  маршрутом  вылетела  другая  группа – 14  У-2. А  в  15.30 --  еще  одна  группа  из  12-ти  У-2. Результат  вылета  был  тот  же – из  второй  группы  пилот  1/NAGr 2 лейтенант Кольхаген сбил 3 самолета, из  третьей – еще  3  были  сбиты  унтерофицером  Иеронимом  Бартошем из  10/JG 51. Таким  образом  из  55-ти  самолетов, которые  принимали  участие  в  операции  было  потеряно  17, в  том  числе  11 – не  подлежали  ремонту. Было  ранено  13  членов  экипажей, 4 --  пропали  без  вести,  двое  были  убиты ( в  том  числе  заместитель  командира  дивизии  подполковник  Крепешков ). Этот эпизод произвел на пилотов 2-й ВА удручающее впечатление. «Солдатский телеграф» быстро распространил несколько искаженные детали происшествия по другим подразделениям. Характерен отзыв о нём пилота 90-го ГШАП Т. Лядского: «Грязь! Весь транспорт, который снабжал войска, заст¬рял на дорогах от Белой Церкви до Лисянки. Начали пере¬брасывать грузы на У-2, но летчикам дали неправильную линию фронта, и они попали на немецкую территорию. Из 14 самолетов ни один не вернулся. Когда летали на задания, видели: валяются по полям битые. Кроме этих У-2, в тот день не вернулось еще 5 самолетов. Поохотились "фоккеры". К  счастью  для  пилотов  326-й  НБАД  немецкие истребители на этом и успокоились.
Положение  окруженных  стало  безнадежным.  В  ночь  на  17.02  окруженная  группировка  совершила  последнюю  попытку  прорыва.  Остатки  6  немецких  дивизий  и  мотобригады  "Валлония”  с  танками  и  бронетранспортерами, пользуясь  ночным  временем   и  сильной  метелью,  старались    вырваться  из  окружения  на участке 180-й  стрелковой  дивизии  27-й  А. Немцы  что  называется  шли  ва-банк. Несколько  колонн  двигались  на  советские  позиции  не  считаясь  с  потерями  под  яростным  огнём  всех  видов  оружия. Чтобы  хоть  чем-то  помочь  наземным  войскам  командующий  5-й ВА  приказал  атаковать  немцев  ночным  бомбардировщикам. 18 наиболее  опытных  екипажей  392-го  нбап 312-й  НБАД ( ком.дивизии – полковник  В.П.Чанпалов ), несмотря  на  тяжелые  погодные  условия, добровольно  согласились  на  ночной  вилет. Первым  вылетел  По-2  с  экипажем  в  составе  пилота  капитана  Заевского  и  штурмана  младшего  лейтенанта  В.П.Лакатоша. В  условиях  плохой  видимости  экипаж  вышел  в  район  цели  и  сбросил  зажигательные  бомбы  по  площади. В  результате  возникло  несколько  пожаров. Ориентируясь  по  ним,  нанесли  удар  и  другие  экипажи. Тем не менее  остановить  атаку  не  удалось. Немецкие  части    упорно пробивались  к  своим. Они  прорвали  позиции  180-й  стрелковой  дивизии, но  натолкнулись на  оборону  16-го гв.  воздушно-десантного  полка  5-й  гв. воздушно-десантной  дивизии. Колоны  немцев  рассеялись  в  полосе  шириной  до  15  км, пытаясь  отыскать  хоть  какую-нибудь щель  в  советской  обороне. К  преследованию  окруженных  советское  командование  привлекло  5-й гв.  конный, 18-й, 20-й, 29-й  танковые  корпуса, 62-ю гв. стрелковую  дивизию. Часть  немцев  была  уничтожена, части  удалось  пробиться  к  р. Гнилой  Тикич. Тысячи  немецких  солдат   под  огнем  советских  танков  бросились  бежать  по  льду, стараясь   спастись  на  том  берегу. Много  беглецов  утонуло, многие  были  убиты  или  погибли  от  переохлаждения.  Лишь  части  из  них  удалось  выйти  из  окружения. Утром  наземные  советские  части  довершили  разгром  окруженных  немцев. Только  17-18.02  было  убито  19330  немецких  солдат  и  офицеров, еще  5106  были  взяты  в  плен. Это  составляет  больше  трети  общих  потерь  немецких  войск  в   битве  при  Корсунь-Шевченковским. Советская  авиация  не смогла  помочь  наземным  войскам  добивать  остатки  вражеской  группировки  из-за  резкого  ухудшения  метеоусловий. 17-19.02  видимость  уменьшилась  до  100-200  м, северо-восточный  ветер  скоростью  до  16  м/с  принес  с  собою  снегопады  и метели, что  сделало  практически невозможными  вылеты  советских  самолетов. 

                                                                                                                                                                Итоги операции.

Категория: История | Добавил: ВПК (09.09.2011)
Просмотров: 2752 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
Сайт любителей классических авто
Автоветеран - сайт автомотостарины
Автоветеран - сайт автомотостарины
Сайт любителей классических авто
Новости

Новые Статьи

новости
новости
Фотоальбом
новости
новости
новости
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Неподражаемо
3. Хорошо
4. Неплохо
5. Нормально
Всего ответов: 75

Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz