Воскресенье, 19.11.2017, 07:41

Каталог статей
Меню
Информация для Вас
Барахолка
Ваша реклама
интервью
новости
В.Ю. ГАНЗИН
Иван ТОЛКАЧЕВ
Олег ШЕВЧЕНКО
Богдан КАРПЕНКО
Полезные файлы
новости
новости
Scale Model Clinic
Скоро
Скоро
Главная » Статьи » История

Японская школа кораблестроения 日本海軍の歴史

 Евгений ЗАХАРОВ 

Одними из первых кораблей, которыми я в своё время заинтересовался, были конечно же японские гиганты Yamato и Musashi.

Позвольте представить вам мою статью о развитии японского кораблестроения. Статья по сути обзорная, "галопом по европам", абсолютно все темы в ней затронутые можно развить и продолжить, но это уже была бы скорее книга, чем статья.
Итак, приятного чтения.

Вступление

  Первое, что бросается в глаза при виде этих кораблей, это необычный изгиб палубы в носовой части, оригинальная конструкция форштевня (носовой оконечности) и башеноподобная надстройка. В результате было изучено большое количество материалов, в попытке разобраться с японской школой кораблестроения. Идея написать заметку возникла почти сразу, но поскольку в двух предложениях раскрыть вопрос было невозможно, то долгое время не решался, и вот - не могу больше молчать.

Британская школа

  На стыке XIX-XX вв. Япония прошла стремительный путь развития из феодального государства в развитую промышленную империю. Прошла она его не без помощи иностранных специалистов, в частности английских военных и инженеров, которые в сотрудничестве с японскими специалистами "спроецировали" опыт строительства и поддержания инфраструктуры флота Великобритании на японские условия того времени. И если первые капитальные суда Японского Императорского флота (броненосцы и броненосные крейсера) времен Русско-Японской Войны 1904-1905 гг. были на 100% английской постройки (или строились по английским проектам), то уже к Первой Мировой Войне флот Императора полностью перешел на "самообслуживание".


броненосец Mikasa английской постройки



его британский родич HMS Formidable

  Этот период, до 20-ых годов прошлого века, условно можно назвать "английской школой", т.к. инженеры в своих проектах полностью опирались на заграничный опыт.


Хирага и его Юбари

Юдзуру Хирага

  В это же время капитан Юдзуру Хирага, под давлением требований Морского Генерального Штаба (МГШ) к снижению водоизмещения без ослабления вооружения и бронирования, приступает к проектированию экспериментального крейсера Yubari (Юбари).
На персоне этого талантливейшего конструктора я хочу остановиться подробнее.
  Выпускник Токийского университета, участник Русско-Японской Войны, продолжил своё обучение в Школе кораблестроения в Гринвиче (Greenwich School of Naval Shipbuilding). Получив звание лейтенанта, возглавил секцию фундаментального проектирования в морском арсенале Йокосука Кёсё, занимался строительством линкора Nagato.


Nagato

   С 1917 года (и получения погонов капитана) занимался программой развития флота, известной как "8-8" и дальнейшим проектированием линейных крейсеров и линкоров. 

   В 1921 году Хирага предложил проект крейсера-разведчика водоизмещением в 7500 т. Это судно, обладая таким же водоизмещениям как и американские крейсера типа "Омаха", имело превосходство за счет нового подхода к конструкции корпуса. Но тогда проект не был воплощен в металле, через год начнется строительство тяжелых крейсеров типа Furutaka, где и будут воплощены все новые принципы. 

   А пока же Хирага руководил строительством легкого крейсера Yubari, который должен был стать своеобразной "лабораторией" для отработки новых решений. Почему эти конструкторские решения перекочевали на тяжелые крейсера - будет сказано ниже.


Yubari

  Если же закончить повествование о самом конструкторе - то в 1924 он был отправлен на службу за границу. Фактически же из-за конфликта с МГШ был "отправлен подальше". Вернулся на родину в 1926 г. и продолжал проектировать корабли, в том числе и Yamato. С 1931 г. ушел со службы и занимался преподаванием в родном Токийском университете, где и дослужился до ректора в 1938 г. На этой должности проработал до самой смерти в 1943 г.

Характерные черты японской школы

  Итак, что же отличало Yubari от предшественников, и что же станет отличительными чертами кораблей последующих построек, то что можно назвать "японской школой"? 

  Первое, и самое главное, бронирование стало частью силового набора корпуса. Если раньше бронеплиты крепились к несущей конструкции и не принимали на себя никакой нагрузки, то теперь они сами стали нести её часть. Это благоприятно сказалось на весовом распределении корабля, и позволило в судно меньшего водоизмещения "втиснуть" адекватное вооружение и защиту. Но была и обратная сторона медали - корпус потерял часть своей прочности и теперь был больше подвержен скручивающему моменту. Особенно это сказывалось на быстроходных кораблях, на которых для достижения высоких характеристик удлиняли корпус с целью создать более изящные обводы.


Красота и изящность на примере крейсера Абукума

  Эта проблема была решена с помощью палубы с криволинейной поверхностью, та самая "погибь" палубы, о которой я говорил в самом начале. Теперь такая палуба стала одной из бросающихся в глаза черт японского флота.


Крейсер Mogami

  Второе, клиперский нос. Тут всё проще, из-за прямого форштевня в свежую погоду усиливается заливание палубы брызгами, которые могут долетать даже до мостика, а про оптику дальномеров в орудийных башнях и говорить не приходится. Тем более в случае Японии всё это усугблялось такими огромными водными просторами, как Тихий океан. В связи с этим всем был сконструирован клиперский нос, который так же стал стандартным для Императорского Флота. На рисунках легкий крейсер Jintsu (Юнцу) вначале с прямым форштевнем, затем после ремонта - с клиперским:

 

  Третье, объединение нескольких дымовых труб над несколькими котельными отделениями (КО) в одну трубу. Жилые помещения членов экипажа, которые раньше располагались над КО (сущий ад в условиях тропиков!) перенесли в корму, это позволило оптимизировать конструкцию дымовых труб. Много писать не буду, просто приведу схемку из которой и так всё понятно.




  И, наконец, четвертое - башеноподобная надстройка. Предыдущая конструкция надстройки, так называемая "пагода", страдала несколькими недостатками - неустойчивая конструкция (в основе треногая мачта), невозможность компактно разместить все необходимые посты и помещения офицеров, как следствие - невозможность адекватного бронирования важнейших частей управления кораблём.


Типичная "пагода" на Nagato

  Эти недостатки были устранены в новой конструкции надстройки - помещения офицеров были перемещены ближе к постам, мостики получили достаточное бронирование.


надстройкa тяжелого крейсера Takao


Гонка вооружений и Вашингтонская конференция

  Выше я обещал объяснить почему новшества не были внедрены на легких крейсерах и попали только на тяжелые. К 20-м годам размах строительства новых капитальных судов достиг невиданного объёма. Корабли, сходившие со стапелей, моментально устаревали, т.к. конкуренты уже достраивали свои новые суда, превосходившие всё что было до них. Такую гонку не могли выдержать даже самые развитые промышленные государства того времени. Более того, из-за всё увеличивающего водоизмещения линкоров, промышленность США подходила к рубежу в 40.000 тонн на линкор, а такие корабли уже с трудом проходили Панамский Канал. Это ставило под угрозу морскую доктрину США, зависящую от мобильного перебазирования флотов из двух океанов - Атлантического и Тихого. В результате была созвана Вашингтонская Морская Конференция с участием ведущих морских держав. Не буду вдаваться в подробности, но итогом стало подписание документа, ограничивавшего тоннаж флотов, а так же их пропорцию в отношении друг друга. Например, соотношение флотов США:Великобритании:Японии устанавливалось соответственно 5:5:3.

10000 тонники и дальнейшее развитие японской школы

  Такие условия вынудили МГШ Японского Флота пересмотреть программы развития флота и сделать ставку на тяжелые крейсера водоизмещением в 10.000 тонн. Все они являлись продуктом уже новой "японской школы" кораблестроения, в чем вы можете легко убедиться:


Крейсер Furutaka, тип Furutaka


Крейсер Aoba, тип Aoba


Крейсер Haguro, тип Myoko


Крейсер Maya, тип Takao



Крейсер Tone, тип Tone

  В заключение хочется добавить, что семейством крейсеров дело не ограничилось. Типичные конструкции применялись и на Yamato, Musashi. И с гибелью этих кораблей всё осталось в прошлом. Условия войны на море изменились, авиационное и ракетное вооружение вытеснили броню из списков флота.

Список источников

1. Profile Morskie №021 - Japonski Lekki Krazownik Yubari
2. Война на море №25 - Легкие крейсера Японии
3. Война на море №26 - Тяжелые крейсера Японии
4. Морская Коллекция №09 (2005) - Легкие крейсера Тенрю, Тацута, Юбари
5. Михайлов А.А. - Легкие крейсера Японии
6. Super Illustration The Heavy Cruiser Takao 1927-1937
7. Апальков Ю.В. - Боевые корабли японского флота. Крейсера. 10.1918-8.1945 гг
8. wikipedia.org
9. ww2db.com





Категория: История | Добавил: fmc (31.08.2011)
Просмотров: 2459 | Комментарии: 2 | Теги: История Императорского флота Японии, 日本海軍の歴史, History of the Imperial Japanese Na | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Отличная статья! С почином biggrin

1  
Вот молодец. И статья интересная и на месте. С почином. Так держать. applause

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
Сайт любителей классических авто
Автоветеран - сайт автомотостарины
Автоветеран - сайт автомотостарины
Сайт любителей классических авто
Новости

Новые Статьи

новости
новости
Фотоальбом
новости
новости
новости
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Неподражаемо
3. Хорошо
4. Неплохо
5. Нормально
Всего ответов: 75

Copyright MyCorp © 2017Создать бесплатный сайт с uCoz